Что такое Ethnography 2.0


понедельник, 19 ноября 2012 г.

Русский религиозный гайд-парк на Пасху: к вопросу о культуре общественной дискуссии в прошлом (цитата из Августа Гакстгаузена)


«С давнего времени завелся в Москве оригинальный обычай: каждое утро, на святой неделе, большие массы народы собираются в Кремле, на площади перед знаменитым Успенским собором, для религиозных разговоров. Тут сходится собственно простой народ; ни духовенство, ни чиновники, ни дворяне не принимают участия в спорах. Полиция смотрит сквозь пальцы на эти собрания и на них не бывает полицейских. Да они тут и совершенно бесполезны, так как на диспутах господствует величайшее спокойствие и порядок, а никогда не выходит ссор. Народ сам строго соблюдает порядок и останавливает всякое, слишком громкое, слово.
По одну сторону собираются приверженцы ортодоксальной церкви, напротив них становятся раскольники всех сект, в особенности староверы различных оттенков. Образуется несколько групп; в каждой из них есть несколько бойцов, защищающих или опровергающих какое-нибудь религиозное положение. Споры ведутся с величайшей вежливостью и спокойствием. Желающий возражать скидает шапку, низко кланяется своему противнику, и просит у него позволения возразить на его положения или ответить на его вопрос. Никто не перебивает другого. Разговоры ведутся при этом с большой логикой и диалектикой. Если кто спасует в споре, то тотчас кто-нибудь из сзади стоящих выступает к нему на помощь или берет на себя продолжение спора. Если кто-то разгорячится, начнет кричать или даже скажет: «это неправда», то его сторонники увещевают его и говорят: «пошло на да и нет! Если но не успокаивается, его немедленно оттаскивают назад» (Гакстгаузен А. Исследования внутренних отношений народной жизни и в особенности сельских учреждений России. М., 1870. С. 236-237)

1 комментарий:

  1. Я всегда считал, что русский народ - самый демократичный и цивилизованный в мире.

    ОтветитьУдалить